В МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Абатского района» начал свою деятельность Кабинет ранней помощи для семей с детьми, в возрасте от рождения до трех лет, имеющими особенности в развитии или отклонения в поведении, а также семей группы риска. Основная цель работы Кабинета – содействие оптимальному развитию и формированию физического, психического здоровья и благополучия детей, имеющих особенности в развитии или поведении, а также повышение уровня компетентности родителей по вопросам развития и воспитания таких детей.
В рамках работы Кабинета предоставляется необходимая комплексная психолого-педагогическая, социально-педагогическая и социально-медицинская помощь семьям с ребенком от 0 до 3 лет, с проблемами в развитии для того, чтобы максимально нормализовать её повседневную жизнь. Главным принципом работы Кабинета ранней помощи является индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:
• дети, имеющие статус «ребенок-инвалид»
• дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено наличие нарушений функций организма или заболевания(й), приводящих к задержке развития
• дети, воспитывающиеся в государственных (муниципальных), казенных учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
• дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены органами социальной защиты населения
• дети, которые со слов родителей (законных представителей), имеют задержку развития и (или) отклонения в поведении
ЧТО ДАЕТ СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ?
• вы сможете приобрести новые знания по вопросам воспитания и развития ребенка, применять их в повседневной жизни вашей семьи
• научитесь адаптировать домашние условия к потребностям и возможностям ребенка в соответствии с особенностями его развития
• почувствуете себя уверенней в общении и воспитании своего ребенка
• научитесь находить выход из стрессовых ситуаций, связанных с воспитанием своего ребенка
ЧТО ДАЕТ СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ?
• поможем развить имеющиеся навыки и приобрести новые, постоянно необходимые в повседневной жизни
• научим активней общаться, лучше контактировать с родителями и окружающими людьми
будем помогать планомерно и всесторонне развиваться и учиться всему новому и интересному.
КАК К НАМ ПОПАСТЬ
Для получения услуг ранней помощи родителю (законному представителю) ребенка необходимо обратиться в Кабинет ранней помощи
• лично по адресу: Тюменская область, с. Абатское, ул. Краснофлотская, д.12, кабинет № 16
• или по телефону: 8-34556-41-7-06
• адрес электронной почты: slugbasr@mail.ru
Курирует данное направление работы руководитель Службы социализации и реабилитации – Шмелева Ольга Геннадьевна
Услуги по предоставлению ранней помощи детям и их родителям (законным представителям) оказывает психолог – Шантурова Евгения Александровна
НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя)
• свидетельство о рождении ребенка
• выписка из истории развития ребенка (форма 112/у) (при наличии)
• направление ребёнка в организацию, предоставляющую услуги по ранней помощи по форме, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 11.08.2021 № 474-п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям и их родителям (законным представителям) в Тюменской области» (при наличии) СКАЧАТЬ ФОРМУ НАПРАВЛЕНИЯ
• справка об инвалидности ребенка (при наличии)
• индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (при наличии)
• документ, подтверждающий регистрацию ребенка в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии)
• документ, подтверждающий законное представительство интересов ребенка (доверенность на представление интересов ребенка, выданная организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
1. Скрининг-анкетирование по шкале RCDI-2000/KID-R
Первым этапом в предоставлении услуг ранней помощи является проведение оценки развития всесторонних навыков ребенка. Для этого родителям необходимо заполнить опросник-анкету по каждодневным наблюдениям за своим малышом. Для диагностики развития детей возрасте от 0 до 16 месяцев используется диагностическая шкала KID-R; в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет - RCDI-2000. При необходимости оцениваются навыки ребенка по обеим диагностикам. Специалист Кабинета ранней помощи обрабатывает опросник в специальной программе и получает развернутый результат уровня развития ребенка по нескольким областям.
2. Первичный прием
Семье назначается первичный прием, который проводят 2 специалиста. Задача первичного приема – определить примерные направления программы помощи семье, области развития, в которых необходимо проведение углубленной оценки для дальнейшей работы. Обязательно ведется видеосъёмка процедуры первичного приема (для сбора дополнительной информации о развитии ребенка). После первичного приема проводится заседание междисциплинарного консилиума с участием всех специалистов Кабинета ранней помощи, по итогам которого принимается решение о нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи с разработкой индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) или без нее, либо родителям даются общие рекомендации для самостоятельного использования.
3. Краткосрочное или пролонгированное консультирование
В случае выявления проблем функционирования ребенка, которые могут быть решены при условии предоставления краткосрочных услуг, родителю предлагаются такие услуги без составления программы. Если нуждаемость в услугах ранней помощи не выявлена, но ребенок находится в группе риска, семье предлагается пролонгированное консультирование в период не более 1 года в пределах 10 консультаций.
4. Проведение оценочных процедур
С целью разработки ИПРП в отношении ребёнка и его семьи проводятся оценочные процедуры для выявления четких параметров, на которые необходимо ориентироваться при составлении индивидуальной программы семье и ребенку. Изучается поведение ребенка в ежедневных жизненных ситуациях. Для этого специалисты проводят интервью с одним из родителей ребенка «Типичный день», а родители в домашних условиях заполняют опросник-анкету «Оценка поведения ребенка в ЕЖС». По областям, в которых имеется отставание в развитии, узкие специалисты проводят углубленную оценку по современным методикам.
5. Составление индивидуальной программы (ИПРП)
По результатам первичного приема, оценочных процедур, результатов опросников RCDI/KID определяются специалисты, которые будут сопровождать семью с ребенком. Составляется программа сроком на 6 месяцев, в которой четко формируются функциональные цели, в результате достижения которых планируется получение конкретных результатов (развитие конкретных навыков и умений). Выбираются формы работ: индивидуальная или групповая.
6. Оказание услуг ранней помощи в рамках программы
Родители с ребенком регулярно приезжают в Кабинет на занятия, согласно установленному графику. При необходимости может быть организовано домашнее визитирование или занятия в дистанционной форме. Предоставление услуг ранней помощи происходит в типичных повседневных активностях ребенка, что увеличивает количество возможностей для его обучения.
7. Мониторинг достижений ребенка
Каждые три месяца проводится промежуточная оценка выполнения программы ранней помощи. При необходимости в программу вносятся корректировки, могут быть подключены другие специалисты. После завершения ИПРП проводится итоговая оценка выполнения программы с использованием тех же методов и методик, что и при её составлении. При необходимости программа может быть пролонгирована.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ранняя помощь: на что обратить родителям при воспитании и развитии своего ребенка. Советы специалиста службы
Воспитание детей – непростая задача. Это целая наука и настоящее искусство, которому можно и нужно учиться! В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много приятных сюрпризов и запоминающихся событий. Но период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.
Ничего настолько не способствует развитию ребёнка, как опыт теплых, близких и непрерывных отношений с родителями или людьми, на постоянной основе их заменяющими.
В значительной мере развитию ребенка способствует создание развивающей среды. Чем больше взрослые играют, разговаривают, находятся в эмоциональном и тактильном контакте, тем быстрее, увереннее и активнее развивается ребёнок. Существует тесная взаимосвязь между физическим и психическим развитием. Развитие крупной моторики способствует формированию речевых способностей, абстрактного мышления, умения решать математические задачи. В раннем детстве ползание – лучший путь, чтобы синхронизировать полушария мозга. Физическая активность гораздо более способствует развитию мозга ребёнка, чем, например, заучивание названий насекомых или виды растений.
Вот некоторые советы специалиста службы ранней помощи при развитии навыков в разных областях жизнедеятельности ребенка:
1. Научение и применение знаний. Развивать познавательный интерес (проявлять устойчивый интерес к предметам/игрушкам). Учить делать выбор и принимать решения практической проблемы (взять карандаш, бумагу и нарисовать; взять расческу и расчесать себя или маму; взять зубную щетку и чистить зубы). Развивать навык играть: умение соблюдать правила игры (социальная, с предметами, двигательные, игра-исследование, притворство).
2. Общие требования и задачи. Организовать ребенку пространство для развития навыков в зоне ближайшего развития (умение выполнять одну и более задач самостоятельно: убрать игрушки, кушать ложкой, чистить зубы, надевать или снимать одежду, следовать распорядку дня, соблюдать режим дня).
3. Коммуникация. Развивать и поощрять умение общаться со сверстниками и взрослыми (умение подражать звукам: ав, мяу, иго-го, бум, бах, поддерживать внимание к собеседнику, поддерживать жестовое общение, приобретать знания о людях, вещах, событиях посредством вопросов: Почему? Что? Где? Как?).
4. Мобильность (Моторика тела). Учить ребенка самостоятельно познавать окружающее пространство (помещение, улицу, детскую площадку), умение манипулировать предметами (дотягиваться, хватать, удерживать, отпускать переносить, отталкиваться, умение держать в двух руках одновременно, перемещаться по комнате стоя, опираясь на всю стопу). НО под контролем родителя, а не выполнять вместо ребенка!
5. Забота о собственном теле. Учить ребенка самому умываться (лицо, руки, в ванне все части тела с мылом и мочалкой, вытираться полотенцем), чистить зубы и нос, причесываться расческой, пользоваться горшком/унитазом с 14 месяцев (снизить использование памперса до минимума после 1 года!), учить самостоятельно одеваться/раздеваться, есть (держать вилку, ложку), пить из чашки и использовать трубочку для питья. Важно, чтобы ребенок сигнализировал и показывал вам, если ударился, поцарапался или у него то-то болит.
6. Помощь в повседневных делах. Поручать ребенку в силу его развития и ограничений дела по дому (уборка, мытье посуды или пола, протирать пыль, уборка игрушек, поливать цветы, закладывать белье в стирку и вытаскивать)
7. Межличностное взаимодействие. Обучайте ребенка социальным правилам во время взаимодействия: здороваться и прощаться не только махать рукой, но и проговаривать: «Привет», «пока». Учить правилам социальной дистанции с незнакомыми людьми, учить различать своих и чужих. Умение поддерживать контакт/интерес с другими людьми. Развивать умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
8. Участие в общественной жизни. Посещать детские площадки, парки, магазины, организовать поездки на общественном транспорте (поезд, самолет, автобус) и в машине - умение ребенка взаимодействовать с другими людьми и адекватно реагировать на происходящее в соответствии с ситуацией.